ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
1. Общие положения
Дипломная работа является самостоятельным учебно-исследовательским, учебно-методическим или учебно-практическим проектом студента. В соответствии с этим она должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научному исследованию или методической публикации: содержать логично выстроенную обзорно-теоретическую и корректно проведенную эмпирическую части и быть оформленной в соответствии с установленными нормами (см. ниже). В отличие от курсовой, являющейся результатом работы в течение одного учебного года, диплом представляет собой систематизацию разноплановых знаний, полученных студентом за весь период обучения в колледже, проверку умения использовать методики исследования, диагностики и проектирования, а также степень подготовленности выпускника к выполнению профессиональных обязанностей в качестве специалиста в области медицины. Качественно выполненная дипломная работа должна свидетельствовать об умении студента: - четко формулировать проблему и оценивать степень ее актуальности;
- обосновать выбранные методы решения поставленных задач;
- самостоятельно работать с литературой и другими информационно-справочными материалами;
- отбирать нужные сведения, анализировать и интерпретировать их, а также представлять их в графической или иной иллюстративной форме;
- делать обоснованные выводы, давать практические рекомендации (в соответствующих случаях);
- излагать свои мысли грамотно, литературным языком, правильно оформлять работу.
Тематика дипломной работы должна соответствовать той специальности, которую студент получает по окончании колледжа. Дипломная работа пишется на 5 курсе студентами отделения «Лечебное дело» и на 4 курсе отделения « Сестринское дело» под руководством научных руководителей – преподавателей ОУ , а также преподавателей - совместителей (сотрудников МУЗ). К подготовке и написанию дипломных работ допускаются студенты, успевающие на «хорошо» и «отлично». Определяясь с тематикой и научным руководителем, студент заявляет об этом заместителю директора по УВР. Если предложенная тематика не является актуальной или подобные исследования уже проводились в колледже зам. директора предлагает студенту другие темы и подбирает руководителя. Все работы подлежат обязательной защите на заседании ГАК. Написание дипломных работ без научного руководителя не допускается. По жанру дипломная работа должна быть исследовательской и направлена на теоретическое объяснение определенных медицинских феноменов, на эмпирическое изучение их особенностей; связана с разработкой новых или совершенствованием существующих средств и методов диагностики, воздействия или исследования в области сестринского и лечебного дела; предполагает решение какой-либо практической проблемы и включает в себя описание реально проведенных в этом направлении процедур
2. Структура дипломной или курсовой работы Дипломная работа обязательно включает в себя титульный лист, оглавление, введение, обзорно-теоретическую и эмпирическую главы, заключение и/или выводы и список использованной литературы, а также приложения в случае необходимости. Возможно также выделение отдельной теоретической главы. 1. Во Введении тезисно обозначается актуальность работы, проблема, на решение которой она направлена, кратко описывается ее цель и задачи, а также ее теоретико-методологическая основа. В случае исследовательской работы обязательно формулируется ее общая гипотеза. Также, если это возможно, указываются теоретическое и практическое значение работы. Кроме того, во введении может быть описана использованная выборка, перечислены применявшиеся методики, указаны структура и объем курсовой или дипломной работы. 2. Содержание обзорно-теоретической главы посвящается рассмотрению существующих в отечественной и зарубежной литературе подходов к разработке поставленной или аналогичной проблем. Глава должна адекватно отражать состояние разрабатываемой проблемы на момент написания работы, содержать критический разбор существующих подходов к ее решению, указание того, какие особенности существующих подходов не позволяют считать проблему решенной и требуют ее дальнейшей разработки. Краткое изложение теоретических взглядов и эмпирических результатов других авторов сопровождается содержательным анализом направлений, тенденций, проблем, выделяемых автором работы в освещаемой области исследований. Показываются "белые пятна", противоречия в позициях и получаемых результатах, вскрываются методические проблемы проводимых исследований. Формулируется методологическая и теоретическая позиция автора. Обзорно-теоретическая часть работы завершается кратким резюме и логичным переходом к эмпирической части исследования. Результатом написания обзорной главы должны быть: - разъяснение поставленной в работе проблемы,
- постановка и обоснование теоретической гипотезы исследования, определяющей, в каком направлении необходимо искать разрешение сформулированной проблемы,
- постановка общих задач работы, касающихся как нахождения общетеоретического разрешения проблемы, так и конкретных экспериментальных или иных процедур проверки гипотез исследования,
- обоснованный переход к эмпирической части работы.
Обзорно-теоретическая часть дипломной не должна быть вторичной, т.е. построенной исключительно на воспроизведении сделанных кем-то ранее обзоров в анализируемой области. Ценность обзора определяется также тем, что в нем содержится новый для специалистов в этой области материал (т.е. автор не должен ограничиваться изложением работ, известных специалистам и до него). Работа должна содержать собственные предложения, направленные на решение поставленной проблемы, предлагаемые студентом. Эта часть работы может составить отдельную теоретическую главу, а может выступить параграфом обзорно-теоретической главы. 3. Эмпирическая или экспериментальная глава посвящается описанию методов и изложению эмпирических результатов той исследовательской, методической или прикладной работы, которая была проделана студентом. Данная глава также должна иметь название, отражающее ее содержание. В исследовательских работах эта глава представляет читателю процедуры проверки экспериментальных гипотез, направленных на испытание истинности предложенных теоретических построений, и полученные здесь результаты. В методических работах, в которых гипотезы в явном виде отсутствуют, глава описывает проведенные мероприятия по выделению эмпирических индикаторов, проверке или повышению надежности и\или валидности разрабатываемых, совершенствуемых или сравниваемых методов. В прикладных работах, в которых гипотезы также отсутствуют, данная глава фиксирует проведенные процедуры по решению практической проблемы, полученные в этом процессе результаты. В этом случае глава также содержит оценку эффективности предложенных решений. Во всех жанрах работ данная глава включает обоснование использованных методов, в котором содержится ответ, почему использовались именно эти методы и каковы их преимущества перед аналогичными (если таковые имеются). Описание методов предполагает: - описание заданий, которые выполняли испытуемые, и инструкции, которую они получали,
- характеристику выборки с точки зрения тех признаков, которые лежат в основании выбора испытуемых. Такими признаками становятся качества испытуемых, связанные с предметом исследования, а также их демографические характеристики, такие как возраст, образование, профессия, стаж и т.п. Например, все испытуемые - студенты 1-2 курса, или взрослые люди с высшим образованием, или дети дошкольного возраста.
- Описание того, какие фиксировались количественные и качественные показатели, и каким образом производилась фиксация в ходе исследования.
Помимо этого необходимо описать процедуру проведения эмпирических работ.Для более наглядного изложения методов исследования стимульный материал или опросные бланки рекомендуется помещать в приложениях к курсовой или дипломной работе. Эта рекомендация превращается в требование, если используемые в работе методы являются авторскими. После характеристики методов излагаются полученные результаты и описывается процедура их обработки, включая используемые методы математической статистики. Результаты работы должны быть представлены понятным для читателя образом. Первичные данные переводятся в удобную для восприятия форму - графики или таблицы, демонстрирующие количественные соотношения полученных данных. Кроме того, некоторые первичные протоколы, наиболее показательные с точки зрения интерпретации результатов исследования, могут быть приведены в приложениях. После изложения результатов производится их интерпретация - разъяснение того, что означают полученные результаты с точки зрения гипотез, сформулированных в работе, или ее методических или прикладных целей. Необходимо также соотнести полученные результаты с имеющимися в других работах. При отсутствии содержательной интерпретации дипломная работа не может претендовать на положительную оценку. 4. Основные результаты дипломной или курсовой работы фиксируются в форме Заключения и выводов. Они формулируются на основании всей проделанной работы и интерпретации полученных результатов. Желательно представлять выводы в виде пронумерованного списка. 3. Оформление работы Дипломная или курсовая работа должны быть оформлены на одной стороне листа бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60. Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата A3. Текст следует печатать через 1,5 межстрочного интервала с использованием шрифта Times New Roman кегль 14, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 12 мм. Диплом сдается в переплетенном виде. Титульный лист работы должен содержать: - полное название учебного заведения, где была подготовлена работа,
- обозначение типа работы (курсовая или дипломная),
- название работы,
- фамилию студента, написавшего работу,
- фамилию, занимаемую должность и научную степень научного руководителя,
- место и год защиты работы.
За титульным листом должно следовать оглавление, в котором указаны названия глав, разделов и параграфов с указанием соответствующих страниц. Приложения в содержание не вносятся. После основного текста работы, требования к которому изложены выше, следует список литературы, построенный в алфавитном порядке, содержащий полное название используемых источников литературы и их выходные данные. В списке литературы должны быть представлены как базовые, ставшие классическими в данной области работы, так и "свежие" публикации, отражающие современный уровень разработки решаемой проблемы. Для курсовых студентов старших курсов приветствуется наличие в списке работ на иностранных языках, которые указываются после русскоязычных источников также в алфавитном порядке. Для дипломной работы наличие в списке литературы иноязычных источников является обязательным. Ссылки на литературу, помещаемые в тексте работы, должны содержать фамилию автора и год издания работы, на которую следует ссылка. После списка литературы помещаются приложения. Приложения обязательно нумеруются и озаглавливаются в соответствии с содержанием помещенного в них материала. Ссылка на приложение в основном тексте работы делается посредством указания номера приложения (например, (см. Приложение №1)). Приложения должны давать читателю работы возможность составить полное представление о проведенном исследовании - его методической базе, полученных результатах и способах их обработки, а также возможность проверить сделанные выкладки и выводы. Поэтому информация, содержащаяся в приложениях, должна быть точной и полной. В приложения выносятся: тексты и ключи методик; таблицы первичных данных; результаты статистической обработки полученных данных; объемные графики, гистограммы, рисунки и схемы, которые выглядели бы громоздко в основном тексте работы. 4. Критерии оценки дипломной работы Основными качественными критериями оценки дипломной работы являются: - актуальность и новизна темы;
- достаточность использованной отечественной и зарубежной литературы по теме;
- полнота и качество собранных эмпирических данных;
- обоснованность привлечения тех или иных методов решения поставленных задач;
- глубина и обоснованность анализа и интерпретации полученных результатов;
- четкость и грамотность изложения материала, качество оформления работы, учет настоящих "Правил";
- умение вести полемику по теоретическим и практическим вопросам дипломной работы, глубина и правильность ответов на вопросы членов ГАК и замечания рецензентов.
Оценки "отлично" заслуживают дипломные работы, темы которых представляют научный, методический или практический интерес, свидетельствуют об использовании автором адекватных приемов анализа, современных методов и средств решения поставленных задач. Структура работы, оцененной на "отлично", должна быть логичной и соответствовать поставленной цели. В ее заключении должны быть представлены четкие, обоснованные выводы, вносящие вклад в разрешение поставленной проблемы и намечающие перспективы ее дальнейшей разработки. Работа должна быть написана литературным языком, тщательно выверена, научно-справочный аппарат - соответствовать действующим ГОСТам и настоящим "Правилам", содержать приложения в виде схем, таблиц, графиков, иллюстраций и т.д. Условием получения отличной оценки являются краткость и логичность вступительного слова студента, в котором отражены основные положения дипломной работы, а также четкие и аргументированные ответы на вопросы членов ГАК. В тех случаях, когда дипломная работа не в полной мере отвечает перечисленным выше требованиям, она оценивается более низким баллом. Оценка за диплом может быть снижена в следующих случаях: 1. Оформление
- Наличие неисправленных опечаток и пропущенных строк.
- Отсутствие названий таблиц, графиков, гистограмм.
- Отсутствие пояснений и условных обозначений к таблицам и графикам.
- Отсутствие авторской интерпретации содержания таблиц и графиков.
- Отсутствие в работе "Введение" или "Выводы", или и того, и другого.
- Наличие ошибок в оформлении библиографии: много "глухих" сносок (когда есть сноска на автора идеи, но нет ссылки на саму работу, где эта идея обсуждается).
- Наличие ошибок в оформлении библиографии: список литературы выполнен не по ГОСТу.
- Пропуск в оглавлении отдельных параграфов или даже целых глав.
2. Недостатки обзорно-теоретической главы работы
- Наличие фактических ошибок в изложении "чужих" экспериментальных результатов или теоретических позиций.
- Отсутствие упоминаний важных литературных источников, имеющих прямое отношение к решаемой проблеме и опубликованных в доступной для студента литературе не менее двух лет назад.
- Использование больших кусков чужих текстов без указания их источника (в том числе - дипломов других студентов).
- Отсутствие анализа зарубежной работ, посвященных проблеме исследования.
- Отсутствие анализа отечественных работ, посвященных проблеме исследования.
- Теоретическая часть не завершается выводами и формулировкой предмета собственного эмпирического исследования.
- Название работы не отражает её реальное содержание.
- Работа распадается на две разные части: теоретическую и эмпирическую, которые плохо состыкуются друг с другом.
- Имеет место совпадение формулировки проблемы, цели, задач работы.
3. Недостатки эмпирической главы работы
- Работа построена на основе чужой методики, модифицированной и сокращенной автором без проверки качества модификации и сокращений.
- Автор использует методики без ссылки на источник их получения и/или их автора, а также без ссылки на результаты их психометрической проверки.
- Работа не содержит подробного описания процедуры проведения исследования: по приведенному описанию воспроизвести процедуру не представляется возможным.
- В работе отсутствует интерпретация полученных результатов, выводы построены как констатация первичных данных. Отсутствует сопоставление между собой данных, полученных разными методами.
- При описании результатов своего исследования, основанного на корреляционных связях, автор соскальзывает на причинно-следственные интерпретации.
- Полученные результаты автор не пытается соотнести с результатами других исследователей, чьи работы он обсуждал в теоретической части.
4. Этические аспекты дипломного исследования
- Автор нарушил этические нормы, неоправданно раскрыв анонимность участников исследования.
- Автор использует данные других исследователей без ссылки на их работы, где эти результаты опубликованы.
- Автор формулирует практические рекомендации, которые могут нанести ущерб благополучию респондентов.
|