Благоприятный эффект от закаливания может быть достигнут только при строгом соответствии следующих основных правил:
1. Индивидуальность. Сопротивляемость внешним воздействиям и способность к регуляции тепла у маленьких детей развита слабее, чем у более старших детей. Поэтому начинать закат и ванне можно только у совершенно здорового ребенка, учитывая его физическое и психическое развитие, поведение и реакции на окружающие условия. К закаливанию ослабленных детей необходимо подходить особенно осторожно.
2. Постепенность. При проведении закаливающих процедур, особенно в первые дни, нужно внимательно следить за самочувствием ребенка, массой тела, сном, аппетитом. Постепенность — одно из основных правил закаливания. Не следует сразу подвергать ребенка воздействию холодной воды или лучей палящего солнца. Детский организм постепенно приспосабливается к необычным условиям, к переменам окружающей среды. Только последовательно приучая малышей к изменениям температуры, можно без риска для их здоровья добиться хороших результатов. Особая осторожность необходима в отношении ослабленных и легковозбудимых детей. Этим малышам целесообразно проводить сначала частичное обливание или обтирание, при воздушной ванне — обнажать на первых порах только ножки и ручки, потом живот, грудь и т. д. По мере улучшения состояния здоровья у ослабленного ребенка можно постепенно перейти к обычным закачивающим процедурам, рекомендованным для здоровых детей.
3. Систематичность вне зависимости от сезона. Закаливающие процедуры эффективны лишь при условии систематического проведения, в любое время года, изо дня в день. В случае систематического проведения закаливающих процедур вырабатывается условный рефлекс в виде быстрой реакции кровеносных сосудов на воздействие различной температуры. Адаптация организма к резким колебаниям температуры не создается за несколько дней. Если в дальнейшем условный рефлекс на внешние воздействия не подкрепляется, то он вскоре угасает, а затем исчезает. Перерывы в закаливании более 5 дней у малышей до года снижают приобретенную организмом устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
4. Закаливание должно проводиться на фоне хорошего настроения малыша. Эмоциональное состояние имеет большое значение в эффективности закаливании. Процедуры должны проводиться на фоне положительной настроенности ребенка, если же он проявляет беспокойство, капризничает, их временно отменяют. Маленькие дети требуют особого внимания и подхода, перед началом закаливающей процедуры необходимо создавать такую обстановку, чтобы у ребенка не появлялось чувство страха. Для установления тесного контакта процедура должна сопровождаться ласковым разговором с малышом, его подбадриванием. Когда закаливание доставляет малышу удовольствие, оно наиболее эффективно.
Противопоказания к закаливающим процедурам: — острые заболевания, сопровождающиеся высокой температурой; — острые желудочно-кишечные расстройства; — резко повышенная нервная возбудимость; — декомпенсированные пороки сердца; — выраженная анемия (низкий гемоглобин); — резкое истощение; — ухудшение сна; — резко отрицательное отношение к закаливающим процедурам.
Закачивающие процедуры можно разделить на следующие группы:
— закачивание воздухом: прогулки, воздушные ванны, сон на свежем воздухе; — водные процедуры: купание и плавание, контрастные ванны; — закаливание светом: световоздушные и солнечные ванны, ультрафиолетовое облучение